Путешествие на винодельню, а также что мешает развитию энотуризма на Дону?

Туроператоры Ростовской области, вошедшие в донской винный кластер, разработали специальные туристические маршруты, которые знакомят гостей с виноделием региона. Инициатива хорошая, однако с испанскими или итальянскими подобными турами сравнивать пока сложно. Чего не хватает местным предпринимателям, чтобы вывести этот вид туризма на мировой уровень?

Винодельня ростовской области

Количество энотуристов, то есть тех, кто отправляется в путешествие для посещения виноделен, виноградников, тематических фестивалей, а также для дегустации местных вин, доходит в нашей стране до полумиллиона в год. Таковы данные агентства «Турстат». Причем наибольшей популярностью у винных пилигримов пользуется юг России: Краснодарский край, Ростовская область, Крым и Ставрополье. На первом месте в списке самых посещаемых мест оказался курорт Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае. На втором — крымская Массандра. Но и Ростовская область держит марку. На третьем месте — винное хозяйство Эльбузд, что в Азовском районе.

Винодельня

Чтобы привлечь еще больше гостей, год назад в регионе создан территориальный винный кластер «Долина Дона», в который вошли местные туроператоры. Времени с момента появления кластера прошло немного, да и не только развитие туризма входит в его задачи. Но кое-какие итоги подвести уже можно. Было разработано несколько специальных маршрутов с посещением наиболее интересных виноделен и виноградников. Гостей возят на традиционные фестивали и ярмарки, где автохтонное вино льется рекой. Однако сказать, что этот вид туризма приносит туроператорам и виноделам серьезную прибыль, никак нельзя.

— Спрос рождает предложение, — по такому пути пошла наша компания, — рассказывает Наталья Белан, руководитель отдела приема местной туристической компании. — Туры для ценителей донского вина существовали и раньше. Но именно в этому году мы ощутили колоссальный интерес ростовчан и гостей города к виноделию. Фестиваль «Донская лоза», который проводится в области уже в 12-й раз, посетили более 10 тысяч человек. Современному туристу нужна не просто дегустация, но и яркое гастрономическое наполнение. Например, вместе с вином попробовать сыры местного производства. К сожалению, организовать подобные мероприятия способна не каждая донская винодельня.

Если говорить об однодневных турах с размещением в Ростове-на-Дону, то прекрасным объектом винного туризма является комбинат шампанских вин с его многолетней историей производства и активной политикой приема турпотоков. Отмечу основную тенденцию последних лет: еще недавно донские виноделы видели свой бизнес только в производстве вина, сейчас они смотрят на опыт зарубежных коллег и формируют на базе виноделен инфраструктуру для приема туристических групп.

По признанию хозяина частной винодельни, организация туров еще далека от совершенства. Вывести часть средств из основного бизнеса и влить их в развитие туристической инфраструктуры решается не каждый. Нет пока и оригинальных идей, как представить свою работу и организовать дополнительные услуги. В Италии, например, энотуризм ассоциируется с фешенебельными виллами, ухоженными виноградниками и песчаными дорожками с кустами роз на обочине. Во Франции могут предложить поселиться в старинном шато с современной сауной и даже устроить ванну с шампанским. Калифорнийские виноделы организуют свадьбы на своих виноградниках, и это приносит почти такой же доход, как и основной бизнес. Ростовская область пока таким размахом и разнообразием развлечений не отличается.

В условиях мегаполиса есть возможность не только организовать дегустацию, но и поселить туристов в гостиницах с хорошим номерным фондом, представить все изыски донской кухни с соответствующим уровнем обслуживания. Как правило, в этом случае у клиентов не возникает замечаний по поводу условий проживания или питания. А вот о турпоездках в глубинку такого не скажешь. Спору нет, осмотр виноградников, сам процесс изготовления вина, живописные пейзажи вызывают неизменный интерес. Путешественников привлекает и так называемое гаражное виноделие. Маленькие предприятия нередко могут похвастать эксклюзивными напитками, попробовать которые можно только у них. Но незамысловатые удобства в сельской гостинице «подкислят» впечатления от дегустации самого прекрасного вина.

Заказывают винные туры в основном корпоративные клиенты. Руководители мотивируют это тем, что, побывав в заграничных поездках, хочется испытать что-то подобное у себя дома, вместе с коллегами. Цены на эти поездки демократичными назвать нельзя. Чтобы отправиться с группой в однодневный тур, придется выложить чуть больше двух тысяч за человека. Входит в эту сумму проезд, работа экскурсовода по пути на винодельню, экскурсия по предприятию и дегустация. А поездка на выходные дни обходится в среднем от семи до десяти тысяч.

— Энотуризм пользуется популярностью у жителей не только Ростовской области и других регионов России, но и у представителей ближнего и дальнего зарубежья — утверждает директор туристической компании Татьяна Дощенко. — Виноделием в регионе занимаются не менее 200 лет, из особых местных сортов винограда получаются вина благородного вкуса. Донские винные туры впечатлили англичан, французов и киприотов.

Однако иностранцев пока мало, и они проявляют склонность, скорее, к крепким напиткам, к самогону и наливкам. Но туроператоры надежды не теряют.

Уроженец Тосканы, славящейся виноделием, Альберто Горзони, помимо вежливых реверансов, высказал несколько дельных замечаний. На его взгляд, местным виноделам не хватает маркетинга и творческой подачи товара. Когда импозантный винодел презентует полную чудес историю создания напитка, рассказывает сагу о своей семье, занимающейся виноградарством чуть ли не со времен Стеньки Разина, содержимое бокала воспринимается как драгоценность. Но такого пиара он не увидел. Удивила итальянца и цена на автохтонные вина. Бутылку авторского вина на тосканских винодельнях можно приобрести за 6 — 7 евро. Российские элитные вина в несколько раз дороже, а по качеству же уступят итальянскому.

Путешествие на винодельню

Эксперты отрасли подчеркивают, что успех энотуризма зависит не только от усердия туроператоров и виноделов. Должны быть хорошие дороги, заправки, закусочные и гигиенические комнаты на маршрутах, развитая гостиничная сеть, магазины с местными винами и продуктами. Туристическим компаниям вкупе с виноделами такие задачи не потянуть, нужны усилия властей. А без этого поднять в регионе винный туризм на должный уровень будет сложно.

Комментарий

Андрей Гаврилов, президент Альянса туристических агентств России:

— Винный туризм в чистом виде, чтобы люди специально ездили по виноградникам, у нас представить пока сложно. В некоторых регионах, где это позволяют природно-климатические условия, дегустация возможна как один из компонентов тура. Но потенциал у энотуризма, несомненно, есть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.